Кто такой плохой клиент?

Кто такие плохие клиенты? Как их определить?

Плохой клиент !== плохой человек

Важное замечание, когда я говорю плохой клиент, это не значит это плохой человек как личность. Это значит хороший человек, с которым лучше не работать. Есть ещё ужасные клиенты, которые разводят на деньги, обманывают и не платят совсем, но это уже плохие люди, о которых мы сегодня не говорим.

Признаки плохого клиента?

Низкая ценность работы

Плохой клиент не ценит работу которую ты для него делаешь или оценивает её низко. Причины на это могут быть разные. Возможно клиенту недостаточно сильно нужно то, что ты делаешь. Но достаточно сильно чтобы он вообще запарился с заказом. Либо ты, как исполнитель, не объяснил важность своей работы. А для клиентов она не всегда очевидна.

Пример со стоматологом. Я пришёл чтобы просто провериться. Конкретно эта проверка мне не очень сильно важна, я могу её и не делать или сделать намного позже и скорее всего со мной ничего страшного не произойдёт. Но допустим стоматолог найдёт плохой зуб и скажет что лучше его вылечить. При этом я могу зуб не лечить, ведь он не болит. А если стоматолог объяснит мне все риски и то, что если подождать, то зуб может начать сильно болеть и стоимость лечения сильно увеличится. Тогда ценность для меня станет выше (конкретно этого посещения и лечения).

Низкая оплата

Плохой клиент платит мало. Скорее всего это просто следствие первого пункта.

За не важную работу платят не важные деньги.

Микроменеджмент

Плохой клиент занимается микроменеджментом. Он подробно ставит задачи, постоянно узнает статус их выполнения, постоянно просит оценить сроки. Просит поиграться со шрифтами. У вас получается роль подчиненный, подопечный. Клиент всё знает, всё умеет.

Если клиент занимается микроменеджментом, то скорее всего вы являетесь для него работой руками, а не головой. И клиент лучше вас знает что и как нужно сделать. Либо это о говорит о том, что выгода, который в итоге получит клиент не значительно больше суммы, которую он тратит на работу. А вы помните, что к работе фрилансера нужно относиться как к инвестиции? Причём инвестирование должно возвращаться в десятки раз. Если же возврат средств не значительный, то клиенту приходится управлять процессом, чтобы быть уверенным что расходы окупятся.

Нет экономического контроля

Плохой клиент не принимает ключевые экономически решения. Если к тебе пришёл клиент, которого попросил начальник, которого попросил его начальник что-то сделать. То тебе будет сложно договариваться о стоимости проекта и сроках. Тебе очень сильно повезёт, если сроки и бюджет значительно больше твоих собственных оценок. Но может получиться так, что бюджет должен быть в разы больше и ты можешь это обосновать и человек, принимающих финансовые решения с тобой бы согласился. Но у тебя нет доступа к нему, потому что ты общаешься с подчиненным подчиненного и все переговоры умрут в бюрократическом лабиринте.


Это признаки плохого клиента. Иногда можно работать и с плохими клиентами. Но если есть возможность работать с идеальными клиентами, не обладающими качествами плохих клиентов, то лучше работать с ними, так?

Подпишись на блог

Ты получишь последние новости блога прямо себе на почту.