Нужно ли фрилансеру специализироваться на технологии?
Специализация - это обязательное условие для повышения дохода во фрилансе. Без углубления знаний тяжело повышать свою ценность и заработок. Клиенты готовы платить много за работу, которую делать сложно. Если у тебя нет глубоких знаний в отрасли или технологии, то сделать такую работу ты не сможешь.
Я не знаю случаев, когда человек с небольшими знаниями в программировании, дизайне или любой другой нише, мог достичь больших высот во фрилансе.
Какую специализацию или технология выбрать?
На этот вопрос нету однозначного ответа и выбор очень индивидуален. Но моё убеждение в том, что почти на любых технология, языках программирования, фреймворках, которые находятся на слуху можно зарабатывать.
Интересный момент, начинается в том, что можно специализироваться не только на технологии.
Как можно специализироваться?
Можно выделить два вида разделения домена и специализации:
- Горизонтальная специализация (технология)
- Вертикальная специализация (отрасль бизнеса)
Что такое горизонтальная специализация?
Горизонтальная специализация - это когда ты специализируешься на технологии или на языке программирования. JavaScript разработчик, разработчик бэкэнд на python, администратор MySQL, программист мобильных приложений на React Native и так далее.
Почти всегда, когда фрилансеры и программисты говорят про специализацию, то они имеют ввиду горизонтальную специализацию.
Очень долгое время я думал, что это единственный способ специализации. Но это не так.
Что такое вертикальная специализация?
Вертикальная специализация - это когда ты специализируешь на нише или отросли бизнеса. Например только банковский сектор, или ресторанный бизнес или работа в здравоохранении.
Такой тип специализации может показаться странным. Если я умею делать приложения на React, то какая разница для кого я его делаю? Но у такого вида специализации есть интересные особенности.
Горизонтальная VS вертикальная
Технологии умирают. Появляются новые языки программирования и новые фреймворки. Это делает горизонтальную специализацию рискованной. Твои глубокие знания в технологии могут в какой-то момент стать не востребованными, потому что появилась другая технология. Да, ты сам можешь выучится новой технологии. Но строить свой бренд и маркетинг в таком варианте сложно.
С другой стороны отросли бизнеса рождаются и умирают значительно медленней, чем технологический стэк.
Если я специализируюсь на отросли бизнеса, то найти потенциальных клиентов становится значительно проще. Например, если я умею делать web-приложения, то как мне найти клиента? Вроде бы всем они нужны, но к кому конкретно обратиться? Идти на фриланс биржу? А если я делаю web-приложения только для образовательного сектора? Я знаю особенности построения таких приложений и могу быстро понять потребности и проблемы такого клиента? Алгоритм поиска клиента из ниши бизнеса выглядит значительно проще. Значительно проще показать потенциальному клиенту свою ценность.
Если я специализируюсь на отрасли бизнеса, то получить доступ к человеку, принимающего экономические решения, будет проще. Это менеджеры или владельцы бизнесов. Имея прямой контакт с такими людьми, качество проектов будет выше. Для таких людей ты сможешь быть головой, а не руками.
Если я специализируешь на технологии? Например, я разработчик JavaScript, пишу статьи про язык, его особенности и способы повышения производительности. Кто ко мне обратятся за помощью? Скорее всего это будут другие программисты. Ценность моей работы в таких проектах будет не высокая. Договариваться о ценах и сроках будет тяжелей, по сравнению людьми, которые могут принимать прямые бизнес-решения.
Самый оптимальный способ развития - это формировать горизонтальную и вертикальную специализацию одновременно. Горизонтальная специализация позволяет тебе решать технически более сложные задачи. Вертикальная специализация помогает найти потенциальных клиентов, сформировать свой бренд и помогает определить маркетинг.
Подпишись на блог
Ты получишь последние новости блога прямо себе на почту.